В обществе всё чаще встречаются упоминания про излишнюю инфантильность подрастающей молодежи и отдельных личностей. При этом дается лишь статистика и оценка, исключающая какие-либо практические рекомендации и методики.
Для продуктивного взаимодействия с психотипом «инфантил» необходимо знать основные типы инфантилизма, источники его происхождения, сильные и слабые стороны такого человека. Эти же познания помогут и тем, кто сам может отнести себя к данному психотипу.
Типы инфантилизма и особенности.
Значение инфантильности зачастую приравнивают к особенностям детского периода развития человека, отмечая несоответствие возраста и развития человека. В связи с этим можно выделить три разновидности инфантильности:
- Психический
- Физиологический
- Социальный или психологический
Первый тип связан с недостаточной развитостью психических процессов человека, т.е. с задержкой. Следует отличать от задержки умственного развития. Выявляется на достаточно поздних сроках подросткового периода и поддается коррекции только с помощью специалиста.
Второй тип противоположен первому – здесь в первую очередь идет развитие психических процессов, в то время как задерживается физическое развитие по тем или иным причинам. Такие дети кажутся не по годам умными и коммуникабельными. В коррекции обычно не нуждаются.
Самый противоречивый и самый сложный по составляющим – социальный или психологический тип инфантилизма. Здесь оцениваются взаимодействие личности с обществом, и именно здесь возникают проблемы.
Становление психотипа «инфантил».
Согласно исследованиям ученых, формирование данного типа происходит не с рождения (ведь младенец не в состоянии осознанно взаимодействовать с обществом), но в процессе становления личности. В первую очередь, конечно, это опыт общения с родителями.
Основные ошибки в воспитании, приводящие к развитию инфантильности:
- Жертвенность
- Принятие решений за ребенка
- Чрезмерное восхищение
- Жесткие рамки и подавление желаний и эмоций
Жертвенность и чрезмерное восхищение одинаково отрицательно влияют на становление личности ребенка. Жертвование родителями своими интересами, своим личным временем, спокойствием приучает ребенка к тому, что всё ему достается даром, без усилий: зачем трудиться, если все вокруг должны?
Восхищение же формирует жесткое и деспотичное поведение. При таком воспитании складывается убежденность, что мнение данной личности – единственно правильное, даже если оно ведет к трагедии – это не её вина, а исполнителей.
Другой крайностью воспитание можно отметить чрезвычайно жесткие рамки и подавление деятельности воспитуемого. Принятие решений за ребенка ведет к формированию у будущего взрослого безынициативности, отсутствию приспосабливаемости в нестандартной ситуации.
При более жесткой, деспотичной форме контроля может возникнуть подавление эмоций и желаний личности, блокировка отдельных умений или способностей. Таких людей зачастую сравнивают с винтиками: они прекрасно работают по инструкции, не делая никаких отступлений от правил.
Приспособление к условиям «взрослого» мира.
Безусловно, не всегда ошибки в воспитании приводят к фатальным изменениям: характер некоторых людей, а иногда и помощь специалиста, помогают справиться с коррекцией недостатков. Редко, но бывают случаи, когда уже взрослые люди становятся инфантильными, если попадают в располагающее к этому общество. Другой причиной могут стать различные психические заболевания или травмы.
Социальная инфантильность зачастую не приговор. С такими людьми возможно работать, но на особых условиях. Например, Воспитанным в жестких условиях, прекрасно подходит работа по образцу, где требуется максимальное соответствие инструкции.
Единственное, что не стоит требовать от таких работников – проявление креатива: подавленные в детстве эмоции не позволяют им отступать от образца и придумать что-то своё.
Иного склада характера талантливые инфантилы. У них огромный потенциал, но часто он не используется. Такие люди имеют большое количество друзей, и в то же время ни к кому не привязаны. Для них подойдет творческая и идейная работа, при условии, что они не будут её выполнять – либо не справятся, либо не захотят.
К самым сложным относятся инфантилы с завышенной самооценкой: ни жесткие рамки, ни попытки договориться обычно не приносят результатов. Одним из способов взаимодействия с ними может быть конкуренция: в погоне за признанием своих умений и навыков, они неплохо выполняют работу, но с равным успехом могут натворить неприятностей за спиной.
Крайней мерой может служить польщенное самолюбие, когда инфантил, чувствуя себя единственным знающим, может выполнить работу.
Если человек сам замечает в себе эти инфантильные черты и не хочет с ними мириться – это первый шаг на пути к исправлению, потому что данному психотипу довольно сложно оценивать себя со стороны. Как и все дела, изменения человека должны начинаться с маленьких шагов, по опыту тех же детей: брать на себя необременительные обязанности, хвалить себя за процесс или результат, искать альтернативные способы выполнения заданий.
Leave a Comment
Your email address will not be published. Required fields are marked with *